Показатели развития детей третьего года жизни

Показатели развития детей третьего года жизни
(Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет:
методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Линия развития
Сенсорное
развитие (С)

Общие
движения (О)
Игра (И)

Речь
понимаемая

Речь активная
(РА)
Речь
понимаемая
(РП)

Возраст 2 года
Показатели
Методика выявления
По
предлагаемому Перед ребенком раскладывают варежки (носочки)
образцу
и
просьбе трех цветов в следующем порядке: красная, синяя,
взрослого
находит зеленая. Ребенок должен к каждой варежке
предмет того же цвета
подобрать пару соответствующего цвета
Перешагивает
препятствия,
шаг

через На расстоянии 20 см на полу раскладывают 2 — 4
чередуя брусочка, через которые ребенок перешагивает
чередующимся шагом (взрослый может показать
образец выполнения)
В игре воспроизводит Перед ребенком раскладывают игрушки: кукларяд
логически голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла),
связанных
действий. ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная».
Например, куклу купает Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой,
и вытирает
моет, вытирает (взрослый ничего не показывает)
Понимает
короткий Материал. Специально подготовленный короткий
рассказ (без показа) о рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
событиях, многократно Методика. Ситуация, специально подготовленная.
повторявшихся,
Ребенок может быть в группе с другими детьми (2имевших
место
в 3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит
собственном опыте
против них и рассказывает сначала одну часть
рассказа, после чего задает детям два вопроса,
затем продолжает рассказ и задает следующие 2
вопроса.
Например,
«Жила-была
девочка
Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела
шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке,
тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая
часть рассказа).
После небольшой паузы воспитатель задает
вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что
Машенька надела?».
«На улице детки гуляли. Вдруг выскочила собачка
и залаяла на Машу «ав-ав». Маша испугалась,
плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька,
собачка не кусается». Собачка убежала. Маша
больше не плакала, пошла с детками играть»
(вторая часть рассказа).
«Кто испугал Машу на улице?», «А что тетя сказала
Маше?» – спрашивает воспитатель по окончании
рассказа.
Поведение ребенка. Отвечает на вопросы
воспитателя.
Пользуется
двух
- Во время игры, режимных процессов ребенок
трехсловными
должен обращаться ко взрослому с речью
предложениями
при (трехсловными предложениями)
общении со взрослыми
Понимает
короткий Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о
рассказ о событиях, хорошо знакомых событиях (видели на улице
знакомых ребенку по собачку). После чего задается 3 — 4 вопроса.
опыту
(данный Ребенок
отвечает
словом
или
коротким

показатель проверяется
в семье)
Навыки (Н)
Умеет
частично
надевать
одежду
с
небольшой
помощью
взрослого
Конструктивная Воспроизводит
деятельность
постройки типа: стол,
стул, кровать
Изобразительная Подражая
взрослому,
деятельность
рисует вертикальные и
горизонтальные линии
Социальный
Хорошо держат ложку;
контакт.
часто высказывают свои
ощущения;
помогают
раздевать
себя;
слушают
чтение,
особенно
иллюстрированных
рассказов

предложением
Во время одевания взрослый смотрит, может ли
малыш сам надевать шапку, ботинки, носки
(взрослый может немного помочь)

Линия развития
Сенсорное
развитие (С)

Общие
движения (О)

Игра (И)

Речь
понимаемая

Речь активная
(РА)

Возраст 2 года 6 месяцев
Показатели
Методика выявления
Подбирает по образцу Материал: четырехцветные карты (12х9), 8
разнообразные предметы одноцветных предметов (по 2 каждого цвета, но
4-х
цветов
(красный, разной формы, например, красные карандаши,
синий, желтый, зеленый)
красный кубик)
Взрослый дает ребенку 4 карты разного цвета,
показывает, чередуя, предметы. Спрашивает, на
какую карту положить предмет. Ребенок
подбирает по 2 предмета каждого цвета.
Приставным
шагом Материал: 3 кубика.
перешагивает
через Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на
несколько
препятствий, расстоянии 20 см друг от друга и предлагает
лежащих на полу (палка, ребенку перешагивать через них. Малыш
кубики) на расстоянии 20 приставным шагом должен перешагивать через
см друг от друга
кубики.
В
игре
действует
взаимосвязано,
последовательно (кормит
куклу, укладывает спать,
гуляет), выполняет 2-3
действия
Понимает рассказ (без
показа)
о
событиях,
опирающихся на прошлый
опыт, но в новой ситуации
(Курочка Ряба)
Строит предложение из 3
и более слов

Материал: разные сюжетные игрушки для игры
в доктора, парикмахера.
Взрослый предлагает ребенку игрушки в
неподсказывающей ситуации. Малыш выполняет
2-3 связанных между собой действия.

Взрослый непринужденно беседует с ребенком
на любую близкую ему тему. В речи малыш
употребляет хотя бы 1 раз предложение из 3 и
более слов.
Навыки (Н)
Самостоятельно
Во время одевания после сна или при сборе на
одевается, но еще не прогулку ребенок самостоятельно надевает
умеет
застегивать рубашку, штаны, шапку, пальто.
пуговицы,
завязывать
шнурки
Конструктивная Самостоятельно
Материал.
Строительный
материал
деятельность
выполняет
простые разнообразной геометрической формы (10сюжетные постройки и 14штук) по 2 шт. каждой.
называет их. (дом, диван) Методика.
Ситуация
провоцирующая.
Специально
организованное
занятие
со
строительным материалом. Ребёнку дают
набор строительного материала и предлагают
что-либо построить.
Поведение ребёнка. Выполняет 1-2 простые
сюжетные постройки, обязательно называет их.
Постройка
должна
быть
похожа
на
называемый предмет (стол, стул, кровать, дом
и др.).
Изобразительная Умеет рисовать кривую
деятельность
замкнутую линию
Социальный
Помогают убирать вещи;
контакт.
выполняют определенную
роль в игре

Линия развития

Возраст 3 года
Показатели
Методика выявления
Сенсорное
Называет 4 основных Материал: 8 цветных предметов (по 2 каждого
развитие (С)
цвета
цвета, но разной формы. Например, красные мячи,
красные флажки (знакомые).
Взрослый показывает поочередно предметы и
спрашивает, какого они цвета. Ребенок называет
каждый цвет хотя бы 1 раз.
Общие
Переступает
через Материал: кубики или другие предметы (высотой
движения (О)
препятствия высотой 10- 10-15 см).
15 см чередующимся Взрослый расставляет предметы и предлагает
шагом.
ребенку перешагивать через препятствия
Игра (И)
В игре исполняет роль, Материал: разнообразные сюжетные игрушки.
например,
играя
с Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Малыш
куклой,
говорит: выбрал какой-либо сюжет и выполняет роль,
«Мама», «Доктор».
которую сопровождает словами.
Речь
Понимает
содержание
понимаемая
рассказов,
сказок
о
событиях, которые сам
не видел, но отдельные
элементы ему знакомы
Речь активная
Употребляет
сложные Взрослый наблюдает за ребенком во время
(РА)
предложения
деятельности или беседы с ним.
Ребенок хотя бы 1 раз употребляет в своей речи
сложное предложение.
Навыки (Н)
Одевается
Во время одевания после сна, при сборе на
самостоятельно
с прогулку ребенок самостоятельно одевается и с
небольшой
помощью помощью взрослого застегивает пуговицы и
взрослого, застегивает завязывает шнурки.
пуговицы,
завязывает
шнурки.
Конструктивная Делает
сложные Материал. Разнообразные геометрические
деятельность
постройки
(гараж, фигуры (10-14 шт.) по 2 шт. каждой формы.
лестница), называет их
Величина материала зависит от места
организации занятия ребёнка (за столом или на
полу). Можно использовать дополнительный
материал – автомобиль, мелкие игрушки.
Методика. Ситуация провоцирующая.
Поведение ребёнка. Делает сюжетную постройку,
например гараж, дорогу к нему. Играет с этой
постройкой.
Изобразительная 1. С
помощью 1. Материал. Кусок пластилина цилиндрической
деятельность
пластилина, карандаша формы, длиной 4-6, диаметром 1,5-2 см.
изображает предметы и Методика. Ситуация провоцирующая. Ребёнку
называет их.
дают кусок пластилина в виде цилиндра и
2. Изображает простые предлагают что-нибудь вылепить.
рисунки и называет их Поведение ребёнка. Лепит из пластилина какой(яблоко, шарик, окно)
либо предмет и обязательно называет его, при
этом изделие должно иметь сходство с
названным предметом.
2. Материал. Лист бумаги (размером с тетрадный
лист), карандаш или краски (гуашь, разведённая
до густой сметаны).
Методика. Ситуация, специально

подготовленная. Взрослый предлагает ребёнку
что-либо нарисовать.
Поведение ребёнка. Изображает какой-либо
предмет и обязательно называет его. Рисунок
должен иметь сходство с названным предметом
Социальный
контакт

Играет в простые игры
(одновременно
с
другими
детьми);
помогает при одевании
(расстегивает одежду и
надевает
обувь);
самостоятельно
моет
руки

1 группа
1. Дети с
нормальным
развитием
2. Дети с
опережением в
развитии:
ускоренное
развитие – на 1
эпикризный срок
(на 2-ом году жизни
эпикризный срок – 3
мес.,
на 3-ем году –
6 мес.);
высокое развитие
– на 2 и более
эпикризных сроков;
дети с
дисгармоничным
развитием,
опережением на
разные эпикризные
сроки по одному или
многим
показателям.

Оценка нервно-психического развития детей
Группы развития
2 группа
3 группа
4 группа
1.
Дети
с 1.
Дети
с 1.
Дети
с
отставанием в отставанием
в отставанием
в
развитии на 1 развитии на 2 развитии на 3
эпикризный
эпикризных
эпикризных
срок:
срока:
срока:
1-я степень:
1-я степень:
1-я степень:
по
1-2 по
1-2 по
1-2
показателям;
показателям;
показателям;
2-я степень:
2-я степень:
2-я степень:
по
3-4 по
3-4 по
3-4
показателям;
показателям;
показателям;

3-я степень:
по
5-7
показателям.
Дети с
негармоничным
развитием (часть
показателей
выше на 1-2,
другая
часть
ниже на 1
эпикризный
срок).

3-я степень:
по
5-7
показателям.
Дети
с
дисгармоничным
развитием (часть
показателей
выше,
часть
ниже на 1-2
эпикризных
срока,
часть
показателей
может
соответствовать
норме).

3-я степень:
по
5-7
показателям.
Дети с
дисгармоничным
развитием (часть
показателей
ниже на 1-2,
часть
на
3
эпикризных
срока, некоторые
показатели
могут
соответствовать
норме).

По итогам проведения мониторинга дети распределяются на группы развития

5 группа
1.
Дети
с
отставанием
в
развитии на 4-5
эпикриз-ных
срока:
1-я степень:
по
1-2
показателям;
2-я степень:
по
3-4
показателям;

3-я степень:
по
5-7
показателям.
Дети с
дисгармоничным
развитием (часть
показателей
ниже на 1-3
эпикризных
срока, некоторые
могут
соответствовать
норме).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».