Выявление и поддержка одаренных детей
Выявление и поддержка одаренных детей
31.07.2024
«Одаренность
человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать
все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А.Сухомлинский
Человек рождается
без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научится постепенно в
процессе жизненной практики, в общении с взрослыми и своими сверстниками. Все
маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые
возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Детский сад
является первым социальным институтом, где ребенок развивается, обучается и
воспитывается, приобретает первые знания умения навыки. Вот почему так важно
педагогам в детском саду создавать развивающую, творческую, образовательную
среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Помочь
детям полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,
творческий потенциал – одна из основных задач современного детского сада.
Многогранность и
сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования
разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. В связи с
тем, что потребность и возможность одаренных дошкольников весьма отличается от
таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения
одаренных детей по специально разработанным индивидуально образовательным
маршрутам.
В целях осуществления
государственной политики в области образования с учетом ФГОС дошкольного
образования и реализации президентской программы «Одаренные дети» в нашем
детском саду было разработано и утверждено Положение о работе с одаренными
детьми, создана рабочая группа, разработана программа «Одаренный ребенок» ,
разработан регламент работы с детьми с высоким уровнем развития.
Цель: раннее
выявление, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей
(высокомотивированных детей)
Задачи:
- анализ состояния работы с одаренными детьми и выявление одаренных детей в дошкольном учреждении;
- определение общих организационно-методических направлений деятельности с одаренными детьми;
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам работы с детьми, имеющими признаки одаренности и их родителями;
- приведение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условия способствующие развитию способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;
- привлечение родителей к решению поставленной проблемы по организации работы с целью выявления поддержки одаренных детей.
Обязательным
является и разработка системы выявления одаренных детей, которая включает в
себя:
- наблюдение, за детьми начиная с раннего возраста, (прежде всего, в детских видах деятельности);
- анкетирование взрослых (родителей, воспитателей);
- выявление уровня усвоения образовательной программы дошкольного образования детьми
- углубленное индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
Для дополнения
более ясной картины проводится анкетирование родителей, приобщаются наблюдения
воспитателей, социометрические исследования. По результатам
психолого-педагогического мониторинга определяется и составляется реестр банка
потенциально одаренных детей детского сада. Данные этого банка в дальнейшем
используются для разработки индивидуального маршрута с целью поддержки,
сопровождению ребенка и его семьи.
С одаренными детьми работают педагоги, руководители кружков и при взаимодействии всех участников образовательного процесса (узких специалистов, воспитателей, родителей) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. В соответствии с областью одаренности, учетом образовательной программы дошкольного образования, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка куратор подбирает направления, формы и методы работы, как с детьми, так и с родителями дальнейшего развития одаренности у ребенка. Формы и методы работы определяются триединством образовательных задач согласно выбранному направлению. Педагог обязательно учитывает то, что вся работа с одаренными детьми строится с усложнением, в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.