Показатели развития детей второго года жизни
Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др Воспитание и развитие детей от 1 года до
2 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Линия
развития
Сенсорное
развитие (С)
Общие
движения (О)
Игра (И)
Речь активная (РА)
Речь
понимаемая (РП)
Навыки (Н)
Возраст 1 год 3 месяцев
Показатели
Методика выявления
Играя, различает
Перед ребенком выкладывается малый
2 разных по величине куб (высотой 7 см) из большого куба
предмета (например, 2 (высотой 10 см). Ребенок дол- жен
куба)
вложить маленький куб в большой.
Ребенок может пробовать 2 — 3 раза
(взрослый не помогает)
Ходит длительно, меняет Взрослый наблюдает за ребенком во
положение (приседает, время игры, выполняет ли он указанные
наклоняется)
действия
Умеет воспроизводить в 1)
Ребенку
предлагается
кукла,
игре
разученные тарелочка — предлагается покормить
действия (кормит куклу, куклу.
собирает пирамидку и 2) Ребенку предлагается поиграть с
др.)
кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при
этом малыш должен воспроизвести
постройку дома, машины (взрослый
может показать).
3) Нанизывает на стержень 4 — 5
колец. Ребенок должен выполнить все
три действия
Пользуется лепетом и Взрослый наблюдает за ребенком во
облегченными словами время игры, движений, пользуется ли
(машина - би-би, собака он лепетом и словами
— ав-ав)
Значительно
1) По просьбе взросло- го ребенок
увеличивается
запас находит 3 — 4 игрушки.
понимаемых
слов 2) Находит предметы обуви, одежды.
(пассивный словарь)
3) Выполняет действия по слову
(«Покорми куклу, положи ее спать»).
4) По слову ориентируется в комнате
(«Где кроватка?», «Где мы моем
ручки?»), выполняет задания
Самостоятельно ест
Во время кормления ребенок должен
густую пищу ложкой
самостоятельно есть густую пищу из
глубокой тарелки (часть пищи может
съесть с помощью взрослого)
Линия развития
Сенсорное
развитие (С)
Общие
движения (О)
Игра (И)
Речь
активная (РА)
Речь
понимаемая (РП)
Навыки (Н)
Возраст 1 год 6 месяцев
Показатели
Методика выявления
Из предметов разВзрослый раскладывает перед ребенком
ной формы (3 — 4 предметы разной формы (3 кирпичика,
предмета)
по 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает
предлагаемому образцу и шарик с желобка и предлагает ребенку
слову
подбирает найти еще шарики и скатить их. Затем
предметы
такой
же берет один кубик, ставит его и
формы (на- пример, к предлагает найти еще кубики и
кубику- кубик)
построить дом. Ребенок выполняет оба
задания
Движения более
Ребенку предлагается перешагнуть
координированные,
через палку или брусочки, лежащие на
перешагивает через
полу, приставным шагом (взрослый
препятствия приставным может показать)
шагом (например, через
палку, лежащую на полу)
Умеет
воспроизводить Взрослый раскладывает перед ребенком
часто наблюдаемые в предметы: куклу и расческу, куклу и
жизни
действия носовой платок и говорит: «Кукла не
(причесывает куклу,
причесана. У куклы грязный нос».
умывает)
Ребенок причесывает куклу и вытирает
ей нос
В момент удивления или Из мешочка или коробочки неожиданно
сильной
показывают предметы (кукла, зайчик,
заинтересованности
петушок, котенок) и спрашивают: «Кто
называет предметы
это такие?» Ребенок называет предметы
облегченно или правильно (ляля, кукла)
Находит по слову среди Перед ребенком расклады- вают
нескольких
внешне предметы
в
следующей
сходных предметов два последовательности: собака черная,
одинаковых
по кошка черная, собака белая, кукла.
значению, но разных по Взрослый предлагает найти белую
цвету или величине
собачку. Затем нужно предметы
поменять местами и спросить еще раз:
«Где собачка?»
Самостоятельно
ест Во время кормления ребенок съедает
жидкую пищу ложкой
3/4 ложки жидкой пищи (суп) из
глубокой тарелки, держа черенок ложки
рукой сверху (в кулачке)
Линия развития
Сенсорное
развитие (С)
Общие
движения (О)
Игра (И)
Речь
активная
(РА)
Речь
понимаемая
(РП)
Навыки (Н)
Возраст 1 год 9 месяцев
Показатели
Методика выявления
Играя,
различает
3 Взрослый достает кубы
разных по величине один за другим, ставит их вразнобой,
предмета (например, 3 после чего предлагает ребенку собрать.
куба)
Ребёнок собирает кубы соответственно
величине (10 см, 7см, 4см)
Умеет
ходить
по Ребенок должен пройти по доске
поверхности шириной 15 указанного размера без помощи
— 20 см, вы- сотой от взрослого (войти и сойти может при
пола 15— 20 см
помощи взрослого)
Строит
ворота, Взрослый
предлагает
ребенку
скамейку, домик
построить ворота, при этом может один
раз показать (поставить два кирпичика
вертикально,
а
один
сверху
горизонтально)
Пользуется
Взрослый наблюдает, как ребенок во
двухсловными
время игры и различных режимных
предложениями
моментов сопровождает свои действия
двухсловным
предложением.
Например: «Кукла спать».
Отвечает на вопросы Ребенку предлагают рассмотреть одну
взрослого
при за другой 4 картинки с изображением
рассматривании
знакомых сюжетов. Например, мальчик
сюжетных картинок
поит лошадку. Затем спрашивают: «Кто
на картинке? Что делает?» Ребенок
может ответить одним словом
Умеет
частично Во время раздевания ребенок снимает
раздеваться с небольшой ботинки (предварительно развязанные),
помощью взрослого
туфли
(расстегнутые),
колготки
(взрослый может немного помочь)
Линия развития
Сенсорное
развитие (С)
Общие
движения (О)
Игра (И)
Речь активная (РА)
Речь понимаемая
(РП)
Навыки (Н)
Возраст 2 года
Показатели
Методика выявления
По
предлагаемому Перед ребенком раскладывают варежки
образцу
и
просьбе (носочки) трех цветов в следующем
взрослого
находит порядке: красная, синяя, зеленая.
предмет того же цвета
Ребенок должен к каждой варежке
подобрать пару соответствующего
цвета
Перешагивает
через На расстоянии 20 см на
препятствия,
чередуя полу раскладывают 2 — 4 брусочка,
шаг
через которые ребенок перешагивает
чередующимся шагом (взрослый может
показать образец выполнения)
В игре воспроизводит Перед
ребенком
раскладывают
ряд логически связанных игрушки:
кукла-голыш,
губка,
действий.
Например, полотенце, кубик (вместо мыла),
куклу купает и вытирает ванночка. Ребенку говорят: «Кукла
грязная». Ребенок сажает куклу в
ванночку, трет губкой, моет, вытирает
(взрослый ничего не показывает)
Пользуется
двух- Во время игры, режимных процессов
трехсловными
ребенок
должен
обращаться
ко
предложениями
при взрослому с речью (трехсловными
общении со взрослыми
предложениями)
Понимает
короткий
рассказ о событиях,
знакомых ребенку по
опыту
(данный
показатель проверяется в
семье)
Умеет частично надевать
одежду с небольшой
помощью
взрослого
Взрослый
рассказывает
ребенку
короткий рассказ о хорошо знакомых
событиях (видели на улице собачку).
После чего задается 3 — 4 вопроса.
Ребенок отвечает словом или коротким
предложением
Во время одевания взрослый смотрит,
может ли малыш сам надевать шапку,
ботинки, носки (взрослый может
немного помочь)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)