Мониторинг образовательной деятельности
Оценка уровня достижений проводится воспитанников путем проведения двух
диагностических методов: педагогической диагностики и мониторинга.
Следует отметить, что в соответствии с ФГОС ДО (п.3.2.3.) при реализации
Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка
проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы
представлены в виде промежуточных достижений ребенка по освоению содержания
образовательных областей и развития личностных качеств.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержке ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика по освоению содержания ООП осуществляется 3 раза
в год педагогами и специалистами детского сада:
- с целью оценки психолого-педагогических условий и условий развивающей
предметно-пространственной среды /август, май/ с фиксацией в актах готовности
учреждения к учебному году и летней оздоровительной кампании/
- с целью оценки освоения детьми планируемых результатов /октябрь, январь, май/
посредством педагогического наблюдения.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую
проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
Умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное
качество воспитателя. Каждому педагогу чрезвычайно важно владеть элементарными
приемами, позволяющими судить об уровне развития и состояния здоровья
воспитанников.
Диагностика позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его
соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки
физического и нервно-психического развития. Выявленная неравномерность в сроках
созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные
особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и
физического развития каждого ребенка.
Основная цель обследования детей 1-3 года – установление уровня нернопсихического развития, его соответствия возрасту, выявление личностных особенностей и
их соотношение с характером поведения, что позволяет планировать индивидуальные
меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка.
Имеющиеся основные показатели НПР детей 1-3 г.ж. основаны на современных
представлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста. При
выявлении нервно-психического развития ребенка 1-3 года жизни следует исходить из
основных линий развития, которые представлены показателями состояния детей 1 года 3
мес., 1 года 6 мес., 1 года 3 мес., 2 года, 2 года 6 мес., 3 года. Это эпикризные сроки, когда
проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и
активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с
предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.
Возрастной диапазон от 1 до 3 лет разбит на отдельные возрастные периоды, интервалы
между которыми соответствуют нормальному темпу развития здорового ребенка.
При обнаружении отставания на один возрастной период, ребенка следует отнести к
группе риска, на 2 или 3 возрастных периода – в группу высокого риска. Дети обеих этих
групп требуют пристального внимания со стороны педагогов, родителей, специалистов.
Инструментарий для педагогической диагностики детей 4-7 лет — карты
наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления
и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов,
лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
В детском саду используются
журналы динамики достижений детей,
разработанные воспитателями и специалистами детского сада на основе ФГОС ДО. С
помощью средств мониторинга качества образовательной деятельности можно оценить
степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения
мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребёнка в
различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской
деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Фиксация показателей
- Не сформирован
- Находится в стадии становления
- Сформирован
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы
и организацию образовательной деятельности в группе детского сада.
Система оценки индивидуального развития детей представлена в таблицах.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)