24.03.2021
Как подготовить ребенка
к школе (памятка для родителей)
Отвечая на вопрос:
«Что же является самым важным и первостепенным в подготовке ребенка к учебе?»
нужно сказать, что в первую очередь, ребенок, поступающий в школу должен быть
здоров. Родители должны знать, что в настоящее время под определением «здоровый
ребенок» подразумевается не только отсутствие у ребенка острых и хронических
заболеваний, но и гармоничное физическое и психическое развитие, нормальное
функционирование внутренних органов, высокую работоспособность, что в целом
обеспечивает устойчивость детского организма к экстремальным и болезнетворным
воздействиям. Здоровый ребенок - это результат совместной работы семьи и
медицинских работников. Особо важное значение имеет медицинское обследование
ребенка перед школой. На основании данных этих обследований дается заключение о
возможности начала обучения в школе.
Родителям следует
отнестись со всей ответственностью к рекомендациям врача при проведении
медицинского осмотра ребенка пред школой, заранее установить и поддерживать
контакт с медработниками и учителями в школе, сообщить им все особенности
состояния здоровья и поведения их ребенка. Нужно помнить, что дети с
отклонениями в состоянии здоровья требуют особого внимания и перед поступлением
в школу они нуждаются в индивидуальном подходе в процессе обучения в школе.
Чтобы развитие
ребенка, пришедшего в школу, протекало благоприятно, необходимо обеспечить
условия, укрепляющие его здоровье. Адаптация ребенка к школе во многом зависит
от условий среды, окружающей ребенка в семье. Особенно неблагоприятное влияние
оказывают нарушения режима дня, пагубные привычки родителей (курение,
злоупотребление алкоголем), конфликтные ситуации в семье и др. Поэтому в каждой
семье, особенно в период подготовки ребенка к школе, родители должны обеспечить
в семье здоровый образ жизни (ЗОЖ), предполагающий устранение перечисленных выше
неблагоприятных факторов. Для детей, не посещавших детский сад, это особенно
важно, т.к. их адаптационные возможности полностью формируются в условиях
семьи.
Основой воспитания
ребенка является режим дня. Он дисциплинирует, помогает легче привыкать к новым
условиям школьной жизни. Организуя режим дня ребенка, необходимо обратить
внимание на его полноценный сон. К концу дошкольного периода у многих детей
постепенно исчезает потребность в дневном сне, однако продолжительность ночного
сна должна составлять не менее 10-12 часов в сутки.
Обязательно нужно
выделить время для занятий утренней гимнастикой, которая является необходимым
звеном в физическом воспитании ребенка. Делать утреннюю гимнастику нужно при
открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Детям 6-7
лет следует выполнять 5-7 упражнений в течение 10-ти минут. Упражнения время от
времени нужно менять, чтобы они не наскучили. Убедившись, что ребенок
упражнения освоил предложить ему делать их самостоятельно. Следить, чтобы
упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил.
На организацию
рационального двигательного режима следует обращать особое внимание, т.к.
двигательная активность является жизненно необходимой для организма ребенка и
имеет большое значение не только для физического, но и умственного развития. В
режиме дня на прогулки и подвижные игры на воздухе в светлое время суток надо
отводить не менее 3-х часов.
Важным разделом
физического воспитания является закаливание. Эффективная мера закаливания -
водные процедуры. При закаливании водой совершенствуется терморегуляция
организма (способность приспосабливаться к непривычным температурным условиям),
тренируются сердечно-сосудистая и нервная системы. Закаливание ребенка лучше
начинать летом. Нужно постараться, чтобы водные процедуры прочно вошли в жизнь
ребенка, стали его потребностью. Тогда многие виды закаливания в будущем он
сможет выполнять самостоятельно. Но только последовательность, постепенность и
систематичность закаливающих процедур дают желаемые результаты.
. Большую роль в
оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего, это прогулки в
любую погоду. Ребенку следует, как можно больше ежедневно гулять, и не просто
гулять, а играть и двигаться (кататься на велосипеде, санках, лыжах и т.п.).
Закаливать детей нужно и дома. Главное условие - не кутать. В помещении
рекомендуется ходить в одежде с короткими рукавами, в носках или гольфах.
Организуя режим дня
ребенка, нужно прививать ему навыки личной гигиены. К моменту поступления в
школу ребенок должен уметь самостоятельно:
- мыть руки с мылом
после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед
едой;
- умываться утром
после сна и утренней гимнастики, вечером пред сном;
- причесываться (своей
расческой);
- мыть ноги пред сном
теплой водой;
- утром и вечером
чистить зубы (своей зубной щеткой);
- полоскать рот водой
после каждого приема пищи;
- при приеме пищи:
сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами,), не
разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), и
салфеткой;
- быстро одеваться,
раздеваться, убирать постель;
- содержать в чистоте
и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и
стол для занятий);
- содержать в чистоте
и порядке одежду и обувь;
- при входе в
помещение вытирать обувь;
- переодеваться в
домашнюю одежду и обувь;
- при необходимости
своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).
Перед школой очень
важно воспитывать у ребенка навыки сознательной дисциплины, усидчивости,
ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно
слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для воспитания
этих навыков у каждого ребенка должны быть обязанности по дому. 6-7-ми летнему
ребенку можно поручить: накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду,
поливать цветы, подметать пол, покупать молоко, хлеб, сахар и другие посильные
дела. При этом важны регулярность и контроль за выполнением. В целом на помощь
по дому в режиме дня должно отводиться 30-40 минут в день, а на
самообслуживание 1 час.
Приобретению указанных
выше навыков способствует также посещение ребенком спортивных секций, кружков,
студий, т.к. при этом расширяется круг его социальных контактов со сверстниками
и взрослыми. Однако нужно предостеречь родителей от излишней перегрузки
ребенка. Рекомендуется включать в режим дня не более 2-3 занятий в неделю. При
этом всегда должны учитываться, прежде всего, интересы ребенка.. Организуя
режим дня ребенка необходимо предохранить его от злоупотребления просмотром
телепередач и занятий за компьютером. Длительное сидение пред телевизором или
за компьютером наносит серьезный вред здоровью ребенка.
Примерная схема режима
дня первоклассника
Подъем |
7.15 |
Утренняя гимнастика, туалет |
7.15-7.45 |
Завтрак |
7.45-8.00 |
Дорога в школу |
8.00-8.20 |
Занятия в школе |
8.30-12.15 |
Дорога из школы |
12.15-12.30 |
12.30-13.00 |
|
Отдых |
13.00-14.00 |
Прогулка |
14.00-16.00 |
Подготовка домашних уроков |
16.00-17.00 |
Прогулка |
17.00-18.00 |
Помощь по дому |
18.00-18.45 |
Ужин |
18.45-19.15 |
Свободное время |
19.15-20.15 |
Туалет, подготовка ко сну |
20.15-20.30 |
Сон |
с 20.30 |
Аналогичный режим дня
с учетом особенностей жизни семьи и приближенный к режиму школы нужно составить
и заранее повесить над рабочим местом ребенка. Приучать к нему ребенка нужно не
позднее, чем за месяц до поступления в школу.
Рекомендуется создать
в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Заблаговременно
приобрести для ребенка все необходимые принадлежности (ручки, карандаши, пенал,
тетради, альбом для рисования и др.) в соответствии с рекомендациями школы.
Заранее подготовить удобное место для занятий дома. Необходимо, чтобы свет на
рабочую поверхность стола падал слева, а мебель (стол и стул) подходила ребенку
по росту. В этом поможет таблица:
Рост ребенка в см |
Высота стола в см |
Высота стула в см |
120-129 |
56 |
34 |
130-139 |
62 |
38 |
140-149 |
68 |
41 |
Все системы и органы
6-7-ми летнего ребенка находятся в стадии формирования. Неправильная поза во
время занятий может привести к деформациям его костей. Кроме того, неправильная
посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует
возникновению и развитию близорукости. Если ребенок постоянно упирается грудью
в край стола, у него затрудняется дыхание, а согнутый позвоночник ведет к его
искривлению. Такое положение тела усиливает утомление и нарушает письмо. Нужно
приучать ребенка правильно сидеть за столом во время занятий. Сидеть нужно
прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно
лежат на столе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2021
Дата обновления: 24.03.2021
Дата публикации: 24.03.2021