Мониторинг речевого развития детей, проводимый учителем-логопедом
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может
быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки,
хранения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом и на её основе
оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и
разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по
следующим направлениям:
1 направление – работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ.
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по
запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
2 направление – работа с детьми логопункта. С целью выявления динамики речевого
развития. Обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования
составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся
на логопункте.
Цели мониторинга:
Выявить детей с нарушениями речи;
Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
Коррекционно-образовательная деятельность организуется на диагностической основе, что
предполагает проведение мониторинга речевого развития детей зачисленных на логопункт
(первичный с 1 по 15 сентября, итоговый с 15 по 30 мая, при необходимости и
промежуточный). Мониторинг воспитанников детского сада не посещающих логопункт
проводится в течении года (по запросу; по мере возникновения потребности).
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
Звукопроизношение.
Артикуляционная моторика.
Сформированность звуко-слоговой структуры.
Навыки звукового анализа.
Грамматический строй речи.
Навыки словообразования.
Понимание логико-грамматических конструкций.
Связная речь.
Используемые методики:
«Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста»
Иншаковой О.Б.
Развитие речи детей 6-7
лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е.
«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т.А.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности
детей логопункта, заполняются речевые карты воспитанников и применяются следующие
приёмы диагностического мониторинга:
Сбор анамнестических данных.
Беседы с родителями.
Наблюдения за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре.
Беседа с детьми.
Беседа с воспитателями.
Результаты мониторинга заносятся в диагностическую карту (речевую карту). Данные
мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционнообразовательной работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с
учетом достижений детей в освоении программы.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя _________________________ Дата обследования ______ Дата зачисления _____
Дата рождения _________ Домашний адрес ___________________ ДОУ № ____ гр. № ___
Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы должность):
Мать _____________________________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________________________
Анамнез:
1. Протекание беременности, родов:
- От 1, 2, 3, 4, беременности, без особенностей; с токсикозом 1, 2 половины, гестозом, анемией,
угрозой выкидыша; инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями матери;
- 1, 2, 3, 4, роды срочные, без особенностей, стремительные, Кесарево сечение, вспоможения,
длительный безводный период, асфиксия;
- Ребенок закричал сразу, громко, через время, тихо, сдавлено, со стоном, прерывистым писком;
2. Ранее развитие: Без особенностей, с задержкой, терял сознание, были судорги, перенес
рахит, аллергию; Вес ______ рост ______ грудное вскармливание до _______, сосал активно,
вяло, срыгивание, поперхивания, без особенностей;
Держание головки в 1,5, 2 мес, 2,5, 3 мес, ___; Сидит с 5, 6, 7 мес, ___; Ходит с 9-10, 11-12 мес,
____; Первые зубы в 4, 5, 6, 7, 8, ___
3. Перенесенные заболевания, заключения врачей: ППЦНС, ПЭП, ОРЗ, ОРВИ, РЦОН,
Дизартрия, Алалия, ветряная оспа, бронхит, ангина, отит и др.
ДУ (специалист, по поводу) _______________________ Неврологический статус
________________
Состояние: слуха без особенностей, нарушен ______; зрения без особенностей, нарушено ____
4. Речевое развитие без особенностей, доречевое развитие с задержкой, фразовая речь с 3 лет
Гуление _________ Лепет ____________ Первые слова _____________ Первые фразы _______
(2-3 мес.)
(5-7 мес.)
(около года)
(1,5-2 года)
Речь родителей: в детстве: Мама (без особенностей, нарушения), Папа (без особенностей,
нарушения); В данное время: Мама (без особенностей, нарушения), Папа (без особенностей,
нарушения)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Психолого-педагогическое и логопедическое обследование
Психологические особенности Контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен
Зрительный гнозис: Цвет – определяет, затрудняется; Форма – определяет, затрудняется;
Оптико-пространственный праксис: Верх-низ – определяет, затрудняется;
Впереди-позади – определяет, затрудняется; Лево-право – определяет, затрудняется
Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно
Мелкая моторика: Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр), все движения выполняет
правильно, моторика развита недостаточно, моторная неловкость
Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
Губы: норма, толстые, тонкие, малоподвижные, расщепление, послеоперационный рубец;
Язык: норма, вялый, массивный, короткий, малоподвижный;
Зубы: норма, отсутствие передних резцов, смена резцов, мелкие, крупные, редкие;
Подъязычная связка: норма, укорочена, утолщена, послеоперационные рубцы;
Прикус: норма, прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый;
Твердое нёбо: норма, высокое, узкое, низкое, готическое, широкое;
Мягкое нёбо: норма, длинное, короткое, неподвижное, подвижное, расщелина, рубцы;
Саливация: незначительная, повышенная; Синкенизии: незначительные;
Арт. позу: выполняет точно; удерживает; незначительные затруднения; не выполняет;
удерживает с трудом; Переключаемость: норма, слабая.
9. Состояние звукопроизношения
С
Сь
З
Зь
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Р
Рь
Л
Ль
К
Г
Х
10. Предварительное логопедическое заключение: ____________________________________
11 Произношение слов сложной
слоговой конструкции
12 Состояние дыхательной функции
Тип дыхания
13 Характеристика голоса
14 Динамическая сторона речи
Темп
Ритм
произносит
произносит
по слогам
свободное,
ровное,
затруднённое
неровное
диафрагмальный грудной
сильный,
звонкий,
слабый
тихий
норма
норма
Паузы
норма
Интонирование
в норме
15 Состояние фонематических функций
Повторение слогов с
повторяет
оппозиционными звуками
Дифференциация звуков
справляется
Выделение ударного гласного
выделяет
Выделение последнего звука
выделяет
Подбор картинок с заданным звуком справляется
Определение последовательности
справляется
звуков в словах
Фонематический синтез
проводит
Подбор слов с заданным звуком
справляется
16 Понимание речи
в полном объёме
17 Лексический запас
Обобщающие понятия
Игрушки
Обувь
Мебель
Фрукты
Дикие животные
Транспорт
Посуда
Овощи
Птицы
Насекомые
Домашние животные
называет
называет
называет
называет
называет
называет
называет
называет
называет
называет
называет
ратрудняется
поверхностное
ключичный
глухой,
хриплый
ускоренный
Замедленный
словесное ударение употребляет
не правильно
речь
сбивчивая
неразборчива
недостаточно монотонная
выразительно речь
затрудняется
не повторяет
затрудняется
нет
нет
затрудняется
затрудняется
не справляется
затрудняется
затрудняется
на уровне
фразы
не проводит
не справляется
не понимает
сложные
граммат.
конструкции
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
не называет
не называет
не называет
не называет
не называет
не называет
не называет
не называет
не называет
не называет
не называет
не справляется
не справляется
Одежда
Глагольный словарь
Прилагательные
Словарь антонимов
18 Состояние словоизменения
Мн.ч. существительных в Им.п.
Мн.ч. существительных в Р.п.
Согласование сущ. и прилаг.
Согласование существительных и
числительных 1, 2, 5
Понимание и употребление
предлогов (на, под, за, над, перед,
между, из-за, из-под)
Изменение существительных по
падежам
19 Состояние словообразования
Образование уменьшительноласкательной формы
существительных
Образование относительных
прилагательных
Образование притяжательных
прилагательных
Образование приставочных
глаголов
называет
норма
норма
норма
затрудняется
беден
беден
беден
не называет
ограничен
ограничен
ограничен
справляется
справляется
справляется
справляется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
затрудняется
не справляется
не справляется
не справляется
не справляется
справляется
затрудняется
не справляется
справляется
затрудняется
не справляется
справляется
затрудняется
не справляется
справляется
затрудняется
не справляется
справляется
затрудняется
не справляется
справляется
затрудняется
не справляется
20. Связная речь
Составление предложения по картинке _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вывод: Соответствует возрасту, недостаточна развита, не развита
21. Логопедическое заключение: ___________________________________________________
22. Уточнение логопедического заключения (при необходимости) ________________________
23.
Динамика развития
Ноябрь
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Март
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Январь
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Май
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
24. Результат коррекционно-развивающего обучения (на момент выпуска)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)