Психологическая диагностика

Психологическая диагностика
ФГОС ДО определяют два вида мониторинга (пп. 3.2.3, 3.2.4): педагогический и
психологический. Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей) проводится при необходимости с
согласия родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики
могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного
процесса.
Диагностическая работа предполагает знание педагогом-психологом как
современных теорий развития ребенка раннего и дошкольного возраста, так и содержания
дошкольного образования и требований к организации образовательной деятельности с
детьми, что является необходимым моментом на всех этапах проведения
диагностического обследования.
Психическое развитие ребенка до 7 лет достаточно многопланово. В становлении
каждой психической функции выделяется много направлений и их показателей. Однако
педагогу-психологу важно соблюдать в психодиагностической работе принцип
оптимальности. В дошкольном образовании психологическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста направлена, прежде всего, на оказание действенной
помощи педагогам и родителям в организации эффективного взаимодействия с ребенком.
Поэтому используются такие организационные диагностические процедуры, которые
дают важную информацию в целях реализации целостного образовательного процесса.
Специфика раннего и дошкольного возраста заключается в том, что все
психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных
возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие созданы
образовательные условия, насколько эти условия соответствуют образовательным
потребностям ребенка. Следовательно, результаты психологической диагностики
демонстрируют не столько уровень развития той или иной психической функции, сколько
уровень ее сформированности под влиянием образовательных условий. А значит,
результаты показывают, насколько эффективно организована образовательная
деятельность с точки зрения потребностей развития конкретного ребенка, насколько
успешно педагог реализует образовательную программу.
При проведении любого вида психодиагностики педагог-психолог должен
соблюдать следующие принципы:
 комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к
максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
 изучение детей в специфических для возраста видах деятельности и отношениях с
окружающим;
 педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как
средство, определяющее направления индивидуализации его образования;
 участие в изучении и оценке развития ребенка его социального окружения
(родителей, воспитателей, педагогов).
Для получения объективных данных о ребенке, как на этапе сбора диагностических
данных, так и на этапах их анализа, обобщения и интерпретации результатов педагогпсихолог учитывает:
 физическое и психическое состояние ребенка (работоспособность, утомляемость,
истощаемость, напряжение и пр.);
 психофизиологические особенности его возраста;
 состояние анализаторов: слухового, зрительного, двигательной сферы;
 особенности текущей социальной ситуации.

Требования к организации психологической диагностики
развития ребенка раннего и дошкольного возраста

-

-

-

Обстановка
Обеспечить
наличиеспециальн
ого помещения;
предусмотреть
деталиобстановки;
по возможности
исключить
отвлекающие
предметы,
которые
могут
надолго привлечь
внимание ребенка;
иметь в запасе
привлекательный
игровой мате риал;
не
отрывать
ребенка
от
интересной
для
него деятельности
ради
обследования;
учитывать
возможное
влияние
деятельности
ребенка,
непосредственно
предшествующей
обследованию.

Контакт
- Называть
ребенкапо
имени;сразу
назвать себя;
- не спешить с
началом
обследования,
дать
ребенку
время освоиться
в
новой
ситуации,
привыкнуть
к
помещению,
рассмотреть то,
что
его
заинтересовало;
- на
подготовительно
м этапе можно
организовать
совместное
рисование
или
игру, не только
побуждая
ребенка, но и
показывая
ему
пример,
постепенно
привлекая
к
совместным
действиям.

-

-

-

-

-

-

Экспериментальное общение
Стимулировать
интерес
и
внимательность ребенка по
отношению как к ситуации в
целом, так и к педагогупсихологу,
поддерживать
мотивацию к общению на
протяжении всего обследования;
поддерживать непринужденный
разговор,
спокойный,
доброжелательный
тон,
одобрительное отношение к
ребенку;
не акцентировать затруднения
ребенка, чтобы у него не
возникало ощущение неуспеха,
неуверенности;
придать обследованию характер
обыкновенной игры или беседы,
не
подчеркивать
особое
значение
процедуры,
ее
необычность, исключительность
или значимость;
соразмерить
общий
темп
обследования
с
индивидуальными
особенностями ребенка, его
состоянием, настроением;
контролировать
состояние
ребенка, учитывать динамику
его
настроения,
работоспособность, мотивацию
на протяжении всей процедуры
обследования, не допускать
переутомления.

Требования к применяемому диагностическому оборудованию
1.Применяются методики сбора данных, сохраняющие преемственность для
изучения разных периодов дошкольного возраста, что позволяет составлять историю
развития ребенка в образовательных условиях.
2. Методики носят развивающий характер и в процессе их использования приводят
к позитивным изменениям в личности воспитанников.
3. Диагностические методики, входящие в комплексную процедуру сбора данных,
дают возможность построить взаимодействие взрослого и ребенка таким образом, чтобы:
- не допустить переутомление ребенка, быть экономичными по процедуре;
-исключить воздействие по типу внушения взрослого на ребенка;
- давать воспитаннику возможность максимально свободно выразить свой
внутренний мир;

4. Методики накапливаются, достаточно разнообразны, разрабатываются и
модифицируются таким образом, чтобы:
- получать представления об освоении ребенком образовательных областей и
формировать у него интегративные качества на протяжении дошкольного возраста;
- результаты методик выражаются не только количественных показателях, но и в
качественных и отражать образовательные потребности каждого воспитанника;
- совокупные данные, полученные с помощью комплекса методик , позволяют
составить целостное представление о личности ребенка , сделать вывод не об отдельном
психическом процессе (памяти, речи, восприятии, мышлении и т.п.), а об интегративном
качестве.
В работе по диагностическому направлению используются:
 Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного
возраста (по методике Е.А.Стребелевой):
 Руководство по психологической диагностике. Методическое пособие Семаго
Н.Я., Семаго М.М.
 Диагностики психологического климата в педагогическом коллективе.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге)
допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Формы работы:

Психологическая диагностика познавательных процессов детей.

Психологическая диагностика личностных качеств.

Диагностика
психологической и мотивационной готовности детей к
обучению в школе.

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным
наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского,
педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации
проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Профессиональная
компетентность
педагога-психолога
при
проведении
мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры
диагностирования дошкольников.
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т.
д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых
предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация,
словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• Эмоциональное благополучие в ДОУ • социальные навыки — общение со
взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения
и смысла ;
•зрительно-пространственныйпраксис - способность выполнять последовательные
комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ
которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию
образовательного процесса в целом.
В качестве источников диагностического инструментария используются научнопрактические разработки Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. По результатам проведенных
обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку
особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе
системы качественных показателей.
Основные диагностические методики, используемые в работе педагогапсихолога
Возраст

Обследуется

Первая младшая Уровень

Методика
По

Источник

методике Под

ред.

Периодичност
ь
Е. Диагностика

группа
(3 года)

познавательног
о развития

Вторая младшая Уровень
группа
познавательног
о развития

Стребелевой Е.А. А.Стребелевой.
Психологопедагогическая
диагностика
развитиядетей
раннего
и
дошкольного
возраста. — М.
: Просвещение,
2004.
По
методике Под ред. Е. А.
Стребелевой Е.А. Стребелевой.
Психологопедагогическая
диагностика
развитиядетей
раннего
и
дошкольного
возраста. — М.
: Просвещение,
2004.

Средняя группа

Уровень
познавательног
о развития

По
методике
Стребелевой Е.А.

Старшая группа

Уровень
познавательног
о развития

По
методике
Стребелевой Е.А.

Подготовительн
ая группа

Уровень
познавательног
о развития

Внимание

всех
детей
один раз в год
(по запросу)

Диагностика
детей,
имевших
недостаточный
уровень
по
отдельным
методикам,
один раз в год
(август).
Диагностика
детей «группы
риска»
два
раза в год
(август
/
апрель-май).
Под ред. Е. А. Диагностика
Стребелевой.
детей «группы
Психологориска»
два
педагогическая раза в год
диагностика
(август
/
развитиядетей
апрель-май).
раннего
и
дошкольного
возраста. — М.
: Просвещение,
2004.
Под ред. Е. А. Диагностика
Стребелевой.
детей «группы
Психологориска»
два
педагогическая раза в год
диагностика
(сентябрь
/
развитиядетей
апрель-май).
раннего
и
дошкольного
возраста - .М.:
Просвещение,
2004.
Семаго
Н.Я., Диагностика
Семаго
М.М. детей «группы
Руководство по риска»
два
психологическо раза в год
й диагностике. (сентябрь
/

Память
Н-О мышление
Логическое
мышление
Пространственн
ые
представления
Математические
представления
Психологическ Учебная
ая готовность к мотивация
школе
Произвольность
Логическое
мышление

Внимание

Методика
Корректурная проба

Методика В. М. Когана

Методика «Узоры»

Память

10 картинок
Запоминание 10 слов
(по А.Р. Лурии)

Н-О мышление

Методика Кооса

Понятийное
мышление

Предметная
классификация

Методическое
апрель-май).
пособие. - М.:
Издательство
АПК и ПРО
РФ, 2000.

Н.Я. Семаго.,
М.М. Семаго
Теория
и
практика
углубленной
психологическо
й диагностики
от раннего до
подросткового
возраста:
монография.М. .: АРТИ,
2018.

Диагностика
всех
детей
(сентябрь)
Диагностика
детей,
имевших
недостаточный
уровень
по
отдельным
методикам
(май)

Литература
Григорович Л.А. и др.
150 тестов, игр, упражнений для
подготовки детей к школе. - М.,
2000.
Семаго
Н.Я.,
Семаго
М.М.
Руководство по психологической
диагностике. Методическое пособие.
- М.: Издательство АПК и ПРО РФ,
2000.
Н.Я. Семаго., М.М. Семаго
Теория и практика углубленной
психологической диагностики от
раннего до подросткового возраста:
монография.- М. .: АРТИ, 2018.
Семаго
Н.Я.,
Семаго
М.М.
Руководство по психологической
диагностике. Методическое пособие.
- М.: Издательство АПК и ПРО РФ,
2000.
Семаго
Н.Я.,
Семаго
М.М.
Руководство по психологической
диагностике. Методическое пособие.
- М.: Издательство АПК и ПРО РФ,
2000.
Семаго
Н.Я.,
Семаго
М.М.
Руководство по психологической

диагностике. Методическое пособие.
- М.: Издательство АПК и ПРО РФ,
2000.
Логическое
Исключение предметов Семаго
Н.Я.,
Семаго
М.М.
мышление
(4-й лишний)
Руководство по психологической
диагностике. Методическое пособие.
- М.: Издательство АПК и ПРО РФ,
2000.
Установление
Семаго
Н.Я.,
Семаго
М.М.
последовательности
Руководство по психологической
событий
диагностике. Методическое пособие.
- М.: Издательство АПК и ПРО РФ,
2000.
Пространственные Сформированность
Семаго
Н.Я.,
Семаго
М.М.
представления
пространственных
Руководство по психологической
представлений
диагностике. Методическое пособие.
- М.: Издательство АПК и ПРО РФ,
2000.
Диагностический инструментарий:

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста: метод.пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для
обследования детей»/ [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенковаи др.]; под ред. Е.А.
Стреблевой. – М.: Просвещение, 2005

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст»
/Стимульный материал + методические рекомендации/. – М.: Айрис-пресс, 2005

А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9
лет, стимульный материал».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».