Часть, формируемая участниками образовательного процесса основной
образовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования
(ранний/дошкольный возраст)
Приоритетным направлением деятельности Муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Ветерок» является –
познавательно-речевое развитие детей.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и
мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
выбор парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников
Организации, а также возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции организации.
В примерной основной образовательной программе «Миры детства:
конструирование возможностей» выделены следующие разделы: «Сюжетная игра», «Игра
с правилами», «Продуктивная деятельность», «Познавательно-исследовательская
деятельность», «Художественная литература», «Музыка» и «Физическая культура». По
рекомендациям авторов программы указанные культурные практики могут быть
дополнены практической деятельностью детей по обучению грамоте, элементарной
математике и др..
Часть, формируемая участниками образовательного процесса ООП, представлена
взаимодополняющими образовательные области парциальными программами и
методиками, выбор которых определен с учетом национально-культурных традиций и
потребностями, интересами, возможностями детей, педагогов и родителей. На основании
запросов участников образовательных отношений (с учетом результатов мониторинга
обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а так же педагогов)
осуществлен подбор парциальных образовательных программ различной направленности
и программ, созданных самостоятельно образовательной организацией отвечающих
требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации
Модуль.1. Познавательное развитие.
Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику.
Модуль 2. Речевое развитие.
Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи. Методическое пособие для
воспитателей
Бардышева, Моносова Е.Н. Логопедические занятия с дошкольниками.
Модуль 3. Социально-коммуникативное развитие.
Программа «Безопасность», Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, от 3 до 7 лет.
Модуль 4. Художественно-эстетическое развитие.
Новоскольцева, Каплунова. Программа «Ладушки»
Модуль 5. Физическое развитие.
«Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет». Программа и методические
рекомендации/ М, Мозаика – Синтез, 2009, Л.И.Пензулаева.
Таким образом, объем основной части ООП составляет примерно 60%, а части,
формируемой участниками образовательного процесса ООП - 40%
Планируемые результаты освоения программы по математическому развитию детей
дошкольного возраста
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по
Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной
деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в
котором определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности,
заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в
первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной
деятельности.
Воспитатели группы для детей дошкольного возраста в процессе образовательной
деятельности наблюдают за продвижениями отдельных детей и группы в целом. Однако
недостаточно только обнаружить нежелательные тенденции в развитии. иногда
отставание ребенка носит комплексный характер. Оказание помощи становится
возможным при определении особенностей отставания. Своевременное обследование
позволит получить объективную картину усвоения детьми познавательного материала и
направить усилия педагогов в нужное русло.
В данном модуле используются методики, предложенные в методическом пособии
Ерофеевой Т.И. «Дошкольник изучает математику», которые воспитатель может
использовать в работе в течение учебного года. Они направлены на выявление
представлений, понятий, способов мыслительной деятельности и умений оперировать ими
при решении познавательных задач.
В программе предлагается заполнять карты достижений детей по элементарной
математике. Педагогическая диагностика проводится 3 раза в год (октябрь, январь, май).
Сопоставление результатов обследований позволит судить о динамике продвижений
каждого ребенка и намечать вариативную программу общей, специальной или
коррекционной работы с ним.
3-4
года
4-5 лет
Формирование элементарных представлений об основных свойствах цвета
Формирование элементарных представлений об основных свойствах формы
Формирование элементарных представлений об основных свойствах величины
Развитие способности соотносить по признакам при выборе из нескольких
параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств
Развитие ориентировочно – познавательной деятельности
Развитие обследовательских и манипулятивных действий с предметами
Усвоение количественного счета в пределах 5
Усвоение порядкового счета в пределах 5
Усвоение понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием
счета и метода наложения и приложения
Знание цифр, называние, выкладывание по порядку (от 0 до 9)
Умение устанавливать отношения по величине и др., выстраивать
упорядоченный ряд предметов.
Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной
высоты, длины, ширины и т.д.
Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной
фигуры от другой.
Умение различать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, величина)
Временные представления детей (последовательность частей суток)
Формирование пространственных представлений, использование соответ
5-6 лет
6-7 лет
понятий (около, рядом, впереди, сзади, вверху, внизу, между, на, над, под, слева,
справа)
Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и
порядковыми числительными
Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное
число предметов
Знание о цифрах от 0 до 9, умение выкладывать цифры по порядку
Действия соизмерения по длине, высоте, ширине. Сериационный ряд в порядке
возрастания и убывания, назвать от самой длинной до самой короткой и т.п. (и
наоборот)
Знания о форме предметов, о геометрических фигурах
Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим
людям. Ориентировка в пространстве и на плоскости
Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями
Сравнение множеств (больше, меньше, поровну).
Изменение множеств до равенства
Соотнесение числа и количества при пересчете предметов
Логические задачи
Знания о днях недели, последовательности частей суток
Владеет вычислительными навыками (количественный и порядковый счет,
пересчет)
Имеет представление о простой арифметической задаче и способах ее решения
Имеет представления об отношениях между числами и использовании знаков в
обозначении отношений
Знания о составе числа первого десятка
Ориентируется в цифрах от 0 до 9, умеет соотносить цифру и количество
предметов
Ориентируется на плоскости и в пространстве
Действия соизмерения по длине, высоте, ширине. Сериационный ряд в порядке
возрастания и убывания, назвать от самой длинной до самой короткой и т.п. (и
наоборот)
Проявляет познавательную активность и интерес в интеллектуально-игровой
деятельности
Имеет представления о геометрических фигурах
Имеет представления о последовательности натуральных чисел
Умеет производить действия с множествами (уравнивание, увеличение,
уменьшение)
Логические задачи
2. Планируемые результаты освоения программы по речевому
дошкольного возраста
развитию детей
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам
дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах.
У ребенка складываются предпосылки грамотности;
ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика.
3-4
года
4-5
лет
5-6
лет
Называет признаки знакомых предметов
Называет действия
Называет одним словом группу предметов (по возможности)
Понимает предлоги, использует в речи
Понимает понятия единственного и множественного числа, правильно
показывает
Звукопроизношение
Предметный словарь
Знание и называние частей предметов
Слова-обобщения
по темам «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты»,
«Мебель», «Животные»
Знание и называние детенышей животных и птиц
Знает и называет некоторые профессии
Признаки предметов
Слова-антонимы
Действия объектов (предметов)
Образование существительных множественного числа
Образование существительных множественного числа в родительном падеже
Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных
Употребление предлогов
Согласование существительных с прилагательными
Изучение звукопроизношения
Знает и называет части предмета
Группирует предметы, использует в речи слова-обобщения по темам:
инструменты, транспорт, деревья, ягоды
Владеет словарем глаголов
Использует в речи слова-признаки, образует относительные прилагательные,
правильно называет антонимы
Образование существительных множественного числа
Образование существительных множественного числа в родительном падеже
Употребление сложных предлогов
Согласование числительных с существительными
Выделение слова с заданным звуком из цепочки слов
Опознание места звука в слове (в начале, середине, конце)
Определение последовательности звуков в слове
6-7
лет
Определение умения дифференцировать звуки
Проверка слоговой структуры слова
Обследование мелкой моторики руки
Имеет представления о частях предметов, объектов
Имеет понятие о словах обобщениях, может сформулировать обобщающие
понятия по темам: животные, транспорт, профессии, движения
Использует в своей речи глаголы, может образовывать глаголы с приставками
.Владеет словарем признаков: относительные и притяжательные прилагательные
Имеет представление об антонимах, использует в речи
Умеет образовывать существительные множественного числа
Умеет образовывать существительные множественного числа в родительном
падеже
Умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных
Умеет согласовывать числительные с существительными
Употребляет сложные предлоги
Владеет способами определения согласного звука в слове
Владеет умением определять места звука в слове (начало, середина, конец)
Может установить последовательности звуков в слове. Владеет звуковым
анализом слов
Имеет представление о дифференциации звуков
Владеет представлениями о слоговой структуре слова
Владеет умением выстроить правильную последовательность картинок,
объединенных единым сюжетом; способен ли вычленить главную тему (идею)
своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?»; может ли
доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).
Владеет умением определять структуру повествовательного текста: выделять в
готовом тексте начало, перечислять события средней части, выделять конец
сказки.
Владеет умением при описании выделять объект речи; выдерживать
элементарную логику описания предмета
Различает основные жанры:
стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их
особенностях
Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения,
устанавливает причинные связи.
Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и
жанра
Обследование мелкой моторики рук
3. Планируемые результаты освоения программы по формированию основ
безопасности у детей дошкольного возраста
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
К завершению дошкольного образования (к 7 годам):
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Планируемые результаты освоения программы в части программы, формируемой
участниками образовательных отношений, по формированию основ безопасности у детей
дошкольного возраста:
- ребенок понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми,
умеет вести себя в опасных ситуациях контактов с незнакомыми людьми;
- ребенок бережно относится к живой и неживой природе;
- знаком с ядовитыми растениями, грибы и т.п., знает и соблюдает меры
предосторожности, знает, что можно, а что нельзя делать при контактах с животными;
- соблюдает прямые запреты, умеет правильно обращаться с некоторыми предметами,
являющими потенциально опасными;
- владеет элементарными знаниями строения человека, заботиться о своем здоровье,
соблюдает правила личной гигиены,
- может осознанно воспринимать свои чувства, желания, уходить от конфликтных
ситуаций;
- знает и соблюдает правила поведения на улице, проезжей части, в транспорте;
- знает, как обратиться за помощью, знает телефоны экстренных служб.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и
представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по
формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей
быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и
укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
1 Тема: «Ребёнок и другие люди».
- Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
- обсуждение конкретных ситуаций;
- дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2 Тема: «Ребёнок и природа».
- Беседы по картинкам, плакатам;
- наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
- дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про
насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).
3 Тема: «Ребёнок один дома».
- Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
- дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,
- «Скорая помощь», «Помогите, полиция!».
4 Тема: «Здоровье ребёнка».
- Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
- «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или
здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»
(закаливание, ЗОЖ);
- Занятия, беседы, наблюдения.
5 Тема: «Эмоции».
- Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
- рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
- дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции», тесты.
6 Тема: «Ребёнок на улицах города».
- Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
- сюжетно-ролевые игры: «Регулировщик», «Водитель и пассажиры»;
- дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,
- Дидактическая игра «Найди ошибку».
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Проявляет интерес к правилам безопасного поведения, знает элементарные
правила уличного движения
Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами
ближайшего окружения
С интересом познаёт правила безопасного поведения, стремится их
соблюдать
Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения
непредвиденных и опасных ситуаций
Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с
незнакомыми людьми только в присутствии родителей
Представления о безопасном поведении осмысленны, может привести
примеры правильного поведения в опасных ситуациях, установить связи
между неправильными действиями и их последствиями для жизни
Имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в
потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
4. Планируемые результаты освоения программы по музыкальному развитию детей
дошкольного возраста
В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на основе
целевых ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого
года пребывания в детском саду: - сформированность эмоциональной отзывчивости на
музыку;
- умение передавать выразительные музыкальные образы;
- воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности
музыкальных произведений;
- сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и
точность движений, пластичность);
- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной
деятельности.
Ранний возраст
- Узнают знакомые мелодии и различать высоту звуков ( высокий - низкий).
- Вместе с воспитателем подпевают в песне музыкальные фразы.
- Двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движение с первыми
звуками музыки.
- Выполняют движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти
рук.
- Различают и называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Вторая младшая
- Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать
звуки по высоте (в пределах октавы).
- Замечать изменения в звучании (тихо-громко).
- Петь, не отставая и не опережая друг друга.
- Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно
ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.д.)
- Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Средняя группа
- Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, выражать
свои чувства словами, рисунком, движением.
- Узнавать песни по мелодии.
- Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы)
- Петь протяжно, четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение.
- Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их, в
соответствии с двухчастной формы музыкального произведения.
- Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу,
кружение по одному и в парах.
- Выполнять движения с предметами (с куклами, ленточками, игрушками).
- Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
- Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Старшая группа
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии,
вступлению.
- Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты)
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента.
- Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
- Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального
произведения и музыкальными фразами.
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке,
полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с
продвижением вперед и в кружении.
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не
подражая друг другу.
- Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Подготовительная к школе группа
- Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
- Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня,
танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
- Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней
- музыкальные чувства и настроение.
- Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его
частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в
отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
- Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию песни,
узнавать характерные образы.
- Выражать свои впечатления от музыке в движениях или рисунках.
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально,
правильно передавая мелодию ( ускоряя, замедляя, усиливая, ослабляя звучание).
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с
аккомпанементом.
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно
артикулируя, правильно распределяя дыхание.
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
- Выразительно и ритмично двигаться, в соответствии с разнообразным характером
музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический
рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкально вступления; активно
участвовать в выполнении творческих заданий.
- Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием,
пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично
исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
- Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и
хороводах.
- Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных музыкальных
инструментах несложные мелодии и песни.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)