Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвадлидов объектов и услуг

Программа обучения (инструктажа) персонала МБДОУ по вопросам,
связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов
объектов и услуг
1.
Общие вопросы проведения инструктажа
1.1.
Все сотрудники МБДОУ «Детский сад № 28 «Ветерок»» (далее - МБДОУ),
работающие с инвалидами, включая специалистов, оказывающих услуги, а также
вспомогательный персонал - должны пройти обучение (инструктаж) по вопросам,
связанным с организацией обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, в
том числе по решению этих вопросов в МБДОУ.
1.2.
Задачи обучения (инструктажа) для персонала при его различных видах и
формах:
Виды
инструктажа

Формы проведения инструктажа
Индивидуально

Коллективно
(в малых группах или для всего
коллектива)

Первичный

при приеме на работу
(теоретически и практически - в
виде тренинга на рабочем месте);
при введении новых
обязанностей в должностную
инструкцию сотрудника;
для развития навыков
работы с МГН;
при приобретении нового
технического
(вспомогательного) средства,
оборудования, используемого
для оказания помощи МГН.

для общего информирования
о порядке
работы по обеспечению
доступности объекта и
предоставляемых услуг; об
ответственных лицах; о задачах по
оказанию помощи и о
взаимодействии с МГН - для
развития и совершенствования
знаний по вопросам доступности
объектов и услуг;
для обсуждения нарушений
требований доступности,
выявленных в ходе контрольных
мероприятий (для их устранения и
недопущения впредь).

Повторный /
внеплановый

- в случае выявления нарушения
требований и обязанностей
сотрудниками при оказании
помощи инвалидам и МГН.

- при вступлении в силу новых
документов, при принятии новых
инструкций, правил и др.; - при
введении новых услуг, при
организации обслуживания в новых
формах, на новых объектах.

2

Допуск к работе вновь принятых сотрудников МБДОУ осуществляется после
прохождения первичного инструктажа и внесения сведений об этом в «Журнал учета
проведения инструктажа персонала по вопросам, связанным с обеспечением доступности
для инвалидов объектов и услуг».
Повторный инструктаж проводится по плану работы МБДОУ, в
установленные сроки, но не реже 1 раза в полугодие с учетом последовательности
рассматриваемых вопросов, предлагаемых для обучения (инструктажа) персонала. В
зависимости от задач, формы и вида инструктажа определяется его тематика - выбираются
темы (вопросы) из предложенного перечня.
Внеплановый инструктаж может проводиться по решению руководителя
МБДОУ с целью изучения новых документов, инструкций, правил, порядка предоставления
новых услуг, новых форм обслуживания, новых помещений.
1.3.
Инструктаж предназначен для обучения, инструктирования работников
МБДОУ по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на
которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи, в связи с
принятием Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
1.4.
Инструктаж проводят по программе, разработанной, в соответствии с
Методическим пособием разработанного в рамках государственной программы «Доступная
среда» на 2015-2020 годы Фондом содействия научным исследованиям проблем
инвалидности в соответствии с Государственным контрактом от 19 июня 2015 г. № 15-К13-109.
1.5.
Продолжительность инструктажа не более 45 минут.
1.6.
О проведении инструктажа делают запись в Журнале учета проведения
инструктажа персонала по вопросам, связанным с обеспечением доступности для
инвалидов объектов и услуг на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого
и инструктирующего.

3

Программа проведения инструктажа
Основные вопросы инструктажа:
Общие сведения об образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад № 28
«Ветерок»», как объекте, предоставляющем образовательные услуги в рамках доступной
среды для инвалидов, характерные особенности учреждения;
Основные положения законодательства по вопросам обеспечения
доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются;
Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся
обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг;
Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и
вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую
деятельность;
Этика общения с инвалидами. Инструкции по правилам этикета при общении
с инвалидами;
Общие подходы к обеспечению доступности для инвалидов объектов
социальной инфраструктуры и услуг;
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов
социальной инфраструктуры и услуг;
Обеспечение доступности для инвалидов общего образования;
Основные положения законодательства по вопросам обеспечения доступности
для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи
1. Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся
обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг
Конвенция о правах инвалидов (Извлечения).
2. Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые
ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность:
•
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов;
•
Российской Федерации» (Извлечения);
•
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медикосоциальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медикосоциальной экспертизы, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.09.2014 N
664н (Извлечения);
3. Общие подходы к обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности:
•
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов;
•
Российской Федерации» (Извлечения);
•
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(Извлечения);
•
СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных
групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный
Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605 (Извлечения положений,
которые носят обязательный характер);
•
Технические средства
обеспечения доступности для
инвалидов
объектов
социальной инфраструктуры:
•
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов;
•
Российской Федерации» (Извлечения);
4

Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках
федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации
и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (утверждена Приказом Минтруда
России от 24.05.2013 N 214н).
4. Обеспечение доступности для инвалидов общего образования:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014
(Извлечения)
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (Извлечения)
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
Приказом
Минобрнауки России от 29 августа
2013 г. № 1008 (Извлечения)
•
Порядок
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным программам основного общего образования, утвержденный Приказом
Минобрнауки
России от 25 декабря 2013 г. № 1394 (Извлечения)
•
Порядок
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным программам среднего общего образования, утвержденный Приказом
Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400. (Извлечения)
•
СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных
групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный
Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605 (Извлечения положений,
которые носят обязательный характер)
•
Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения,
доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный
Приказом Госстроя от 27.12.2012 N 124/ГС (Извлечения)
•
Методические рекомендации по организации и проведению государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного
экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов,
направленные Письмом Рособрнадзора от 25.02.2015 № 02-60.
•

5

Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся
обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и
услуг
Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем
мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13
декабря 2006 года.
Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012г.
в соответствии со ст.15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее
применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия
государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы
реализации конкретных положений Конвенции.
В ст.1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и
обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и
основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
Для достижения этой цели в ст.13 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых
базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:
полное и эффективное вовлечение и общество;
равенство возможностей;
не дискриминация; - доступность.
Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы
обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо
предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен
подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов
является обеспечение доступности.
Согласно ст.9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести
независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны
приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к
физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно
коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым
или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры,
которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих
доступности, должны распространяться, в частности: - на здания, дороги, транспорт и
другие внутренние и внешние объекты, включая детские сады, жилые дома, медицинские
учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая
электронные службы и экстренные службы.
В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и
архитектурных объектов, происходит их дискриминация.
В ст.2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как
любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или
результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или
осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической,
экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Согласно ст.5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по
признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую
защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство
устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение
доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги
населению.
Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В
ст.2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в
6

конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не
становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения
реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и
основных свобод.
Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации
приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается
доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами,
широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых,
обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения
порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их
получении, и т.п.
Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых,
они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их
жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой
системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем
положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной
комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Вовторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций.
Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое
является памятником архитектуры.
С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для
инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Ст.2
Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ
к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для
конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку,
предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан.
Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных
колясках, дети, люди низкого роста.
Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о
правах инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный
закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 79), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19),
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
(ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.
Реализация на практике требований правовых актов, касающихся создания
доступной среды для инвалидов, является исполнением обязательств, взятых перед
инвалидами российским обществом в лице государства, ратифицировавшего Конвенцию о
правах инвалидов.

7

2.
Общая характеристика видов нарушений функций организма, значимых
барьеров окружающей среды, рекомендации и возможности их устранения для
различных категорий маломобильных граждан
2.1.
Основные виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности,
вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельности
(Приложение 1).
2.2.
Понятие о барьерах окружающей среды. Краткая характеристика барьеров
окружающей среды для инвалидов разных форм инвалидности (инвалиды,
передвигающиеся на креслах - колясках, инвалиды с нарушением опорно-двигательного
аппарата, слуха, зрения, умственного развития) (Приложение 2).
2.3.
Общие рекомендации по устранению барьеров и способах их преодоления
для инвалидов с разными формами инвалидности (Приложение 3).
3.
Этика общения с инвалидами Понятие «этика», философия независимой
жизни
Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий,
сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этических правил
общения с инвалидами.
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые
употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая
должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные
нравственные поступки. - Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло»,
«справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
Составной частью этики является профессиональная этика – совокупность
морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в
соответствующей профессиональной сфере8. Профессиональная, или так называемая
деловая этика призвана регулировать деятельность специалиста в сфере служебных
отношений, в том числе к субъектам своего труда.
Профессиональная этика для каждого из специалистов – не просто
формальное требование, а главенствующий принцип ежедневной деятельности.
Быть носителем этических принципов важно по нескольким причинам:
соблюдение профессиональной этики ведет к успешному оказанию гражданам услуг,
характерных для сферы деятельности учреждения, созданию и поддержанию репутации
учреждения, а также формированию положительной культуры в учреждении или
организации.
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной
политики Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012
N597;
Правительством РФ разработан комплекс мероприятий по принятию кодексов
профессиональной этики.
За последние годы приняты:
Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных
гражданских служащих Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации;
Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления
социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания;
Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников
федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертиз.
В
указанных
кодексах
определены
важнейшие
составляющие
профессиональной этики. Среди них такие требования как добросовестность, гуманизм,
беспристрастность,
компетентность,
нейтральность,
корректность,
терпимость,
8

бесконфликтность,
ответственность,
порядочность
и
строгое
соблюдение
конфиденциальности.
Традиционно в философии социальной защиты инвалидов выделяется ряд
основополагающих, научно обоснованных принципов. Эти принципы не всегда едины по
сущности, но объединены заботой об объекте и направленностью на предмет. Представляет
интерес группа принципов «нищего», «барина» и «равного».
Принцип нищего. Этот принцип родился в древности, в рамках
милосердия, религиозных общин. Как правило, он предполагает предоставление небольшой
помощи каждым, кто может чем-то пожертвовать, а эффект защиты складывается из
сложения посильной помощи конкретному индивиду за счет многих людей. При этом никто
не беднеет, а кому-то оказывается помощь. Метод можно принимать в качестве скорой или
временной неотложной помощи инвалиду или другому лицу. Его слабые стороны выработка установки на пассивное иждивенчество с постепенным разрушением активного
начала личности. В условиях свободного общества принцип не может быть
долговременным, так как будет порождать армию иждивенцев, безвольных людей.
Принцип барина. Основан на законодательном или насильственном изъятии
результата чужого труда и передачи его нуждающимся. Этот принцип используется
лицами, присваивающими результат чужого труда, и по их усмотрению или повелению
часть этих плодов труда передаются нуждающимся. Таким «барином» мог быть помещик,
капиталист, царь, правитель государства. Метод хорош тоже как временная мера. Его
недостатки проистекают из того, что он основан на социальной несправедливости, и, опятьтаки, порождает иждивенчество, а также бюрократический аппарат государства, связанный
распределением льгот. Число льготников растет как снежный ком, и, достигая критической
массы, угрожает социальным взрывом, т.е. нарушает основу социальной безопасности
любой страны. Любое явление, основанное на саморазвитии, стремится к бесконечности.
Такой бесконечностью в системе защиты на принципе барина является постепенное и
неуклонное нарастание числа защищаемых при уменьшении числа защищающих. Этот
принцип привел к падению Римской и других империй, основанных на рабстве. На его
смену приходит следующий принцип.
Принцип равного. Средства, которые используются в принципе барина для
пассивного пенсионирования, направляются не столько на объект помощи, сколько на
предмет, т.е. на установление связей между человеком и социумом: на систему
медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической реабилитации и
абилитации инвалидов; на создание условий для беспрепятственного доступа к объектам
социальной инфраструктуры и др. После этого человек начинает сам зарабатывать,
оставаясь личностью, несмотря на недостатки собственного здоровья. Примеры этому –
Франклин Рузвельт, Николай Островский, Людвиг ванн Бетховен, Бедржих Сметана,
Гомер, Альберт Эйнштейн, Стивен Хокинг и другие, известные деятели науки и искусства.
Таким образом, идеи обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к
объектам социальной инфраструктуры, которые нашли отражение в современном
российском законодательстве, направлены на реализацию принципа равного и отражают
закономерное прогрессивное развитие философии социальной защиты инвалидов в нашей
стране.
Составной частью философии социальной защиты инвалидов является
философия независимой жизни. Понятие «независимая жизнь» в концептуальном
значении подразумевает два взаимосвязанных момента:
1.Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни
общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических
процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям,
транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность
самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.
9

2. Независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация
личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими
возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой.
Общие принципы и цели независимости инвалида сформулированы в Декларации
независимости инвалида. (Приложение 4)
4.
Обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере
образования
4.1.
Структурно-функциональные зоны и элементы объекта, основные требования
к обеспечению их доступности. Состояние доступности ОУ. (Паспорт доступности МБДОУ
«Детский сад № 28 «Ветерок»).
4.2.
Обеспечение условий доступности услуг, основные требования по созданию
условий доступности услуг в том числе технические средства обеспечения доступности для
инвалидов объектов социальной инфраструктуры (Приложение 5).
5.
Организация и порядок работы по обеспечения доступности объекта и
предоставляемых услуг для инвалидов и других маломобильных граждан в ОУ
5.1.
Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других
маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом
необходимой помощи в МБДОУ «Детский сад № 28 «Ветерок»».
5.2.
Перечень сотрудников, участвующих в обеспечении доступности для
инвалидов объекта и помещений ОУ, в предоставлении услуг, а также в оказании помощи в
преодолении барьеров и в сопровождении маломобильных граждан на объекте.
5.3.
Содержание должностных обязанностей сотрудников по обеспечению
доступности для инвалидов объектов (помещений) и услуг в МБДОУ. (Должностные
инструкции сотрудников).
Перечень предоставляемых инвалидам услуг в МБДОУ. Формы и порядок
предоставления услуг (в учреждении, на дому, дистанционно).
5.4.
Информация об организации помощи на объекте инвалидам и другим
маломобильным гражданам.
6.
Порядок действий сотрудников МБДОУ при оказании помощи
инвалидам и иным маломобильным гражданам.
6.1.
Оказание помощи персоналом. Сопровождение инвалидов на объекте.
Организация доступа инвалидов на объект: на территорию МБДОУ, к стоянке транспорта, к
входной группе в здание, к путям передвижения внутри здания, к местам целевого
посещения (зоне оказания услуг), к местам общественного пользования, в том числе, и
зонам отдыха, к санитарно-гигиеническим помещениям, расположенным на объекте.
6.2.
Специальное (вспомогательное) оборудование и средства обеспечения
доступности, порядок их эксплуатации, включая требования безопасности; ответственные
за использование оборудования, их задачи.
6.3.
Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе
граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке
предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг, а
также о доступном транспорте для посещения объекта.
6.4.
Правила и порядок эвакуации граждан на объекте, в том числе инвалидов и
других маломобильных граждан, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях.
7.
Ответственность сотрудников за несоблюдение требований по
обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов и других
маломобильных граждан в МБДОУ
7.1.
Меры ответственности за уклонение от выполнения требований доступности
объектов и услуг в соответствии с законодательством.

10

7.2.
Меры ответственности за невыполнение, ненадлежащее выполнение
сотрудниками
МБДОУ
обязанностей,
предусмотренными
организационнораспорядительными, локальными актами МБДОУ.

11

Приложение 1
Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и
вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую
деятельность
1. Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная
или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять
самообслуживание,
самостоятельно
передвигаться,
ориентироваться,
общаться,
контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 1.
Таблица 1
Содержание категорий жизнедеятельности человека
Категории жизнедеятельности
Способность к
самообслуживанию

Способность к
самостоятельному
Передвижению
Способность к ориентации

Способность к общению

Способность контролировать
свое поведение
Способность к обучению

Содержание категории жизнедеятельности
Способность человека самостоятельно осуществлять
основные физиологические потребности, выполнять
повседневную бытовую деятельность, в том числе
навыки личной гигиены
Способность самостоятельно перемещаться в
пространстве, сохранять равновесие тела при
передвижении, в покое и при перемене положения
тела, пользоваться общественным транспортом
Способность к адекватному восприятию личности
и окружающей обстановки, оценке ситуации, к
определению времени и места нахождения
Способность к установлению контактов между
людьми путем восприятия, переработки, хранения,
воспроизведения и передачи информации
Способность к осознанию себя и адекватному
поведению с учетом социально-правовых и моральноэтических норм
Способность к целенаправленному процессу
организации деятельности по овладению знаниями,
умениями, навыками и компетенцией, приобретению
опыта деятельности (в том числе профессионального,
социального, культурного, бытового характера),
развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и
формированию мотивации получения образования
в течение всей жизни

12

Способность к трудовой
деятельности

Способность осуществлять трудовую деятельность в
соответствии с требованиями к содержанию,
объему, качеству и условиям выполнения работы

Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении
государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Для выполнения
этой услуги в РФ функционируют федеральные учреждения медико-социальной
экспертизы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности;
необходимость осуществления мер социальной защиты, включая
реабилитацию. Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием,
достаточным для признания гражданина инвалидом.
Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья
гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Минтрудом
РФ.
В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину,
признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. I группа
инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма,
группа инвалидности - при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18
лет) не зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория
«ребенокинвалид».
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт
установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная
программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной
программы реабилитации утверждаются Минтруда России.
Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе
используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который определяется
как «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении
услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К
маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным
нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими
колясками и т.п.». Таким образом, МГН - это более широкая категория людей, включающая
в себя инвалидов.
2. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности.
Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах
социальной инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности.

13

Таблица 2

В зависимости от формы инвалидности лицо сталкивается с определенными
барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и предоставляемыми
населению услугами наравне с остальными людьми.

14

Приложение 2
Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных
форм
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени
выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно
установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации,
высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные
проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при
необходимости) и др. физические и информационные барьеры.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата барьерами различной
степени выраженности могут быть:
1) для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор
пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные
пандусы,
отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др.
физические барьеры;
2) для лиц, не действующих руками - препятствия при выполнении действий руками
(открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.),
отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для осуществления действий
руками;
Для инвалидов с нарушениями зрения барьерами различной степени выраженности
могут быть отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения,
информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы,
стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие,
отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и
ориентации и др.
Для инвалидов с нарушениями слуха барьерами различной степени выраженности
могут быть отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях
на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения
современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам
информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при
проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами,
отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры.
Для инвалидов с нарушениями умственного развития барьерами различной степени
выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения информации на объекте
социальной инфраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры
для получения информации и ориентации и др.

15

Приложение 3
Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для
инвалидов с разными формами инвалидности
Таблица 3
Основные формы
инвалидности
Инвалиды,
передвигающиеся на
креслах-колясках

Инвалиды с нарушениями
опорно- двигательного
аппарата
Инвалиды с нарушениями
зрения

Инвалиды с нарушениями
слуха
Инвалиды с нарушениями
умственного развития

Общие рекомендации по устранению барьеров
окружающей среды
Устранение физических барьеров на пути к месту
предоставления услуг, альтернативные формы
оказания креслах-колясках услуг (в т.ч.) на дому,
удобное размещение информации, организация работы
помощников
Устранение физических барьеров на пути к месту
предоставления услуг, организация места для отдыха; для
инвалидов не действующих руками - помощь при
выполнении необходимых действий
Устранение информационных и физических барьеров на
пути движения, предоставление информации в
доступном виде (укрупненный шрифт, плоскоточечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск
тифлопереводчика, допуск собаки проводника
Устранение барьеров по предоставлению информации,
допуск сурдопереводчика
Устранение барьеров по предоставлению информации
(«ясный язык» или «легкое чтение»), организация
сопровождения

16

Приложение 4
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА
-

Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая
личность.
Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их
социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
Помогите мне познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать
лучше.
Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам
удовольствие.
Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает
восхищения.
Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного
удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте,
поддерживайте и действуйте.

17

Приложение 5
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов
социальной инфраструктуры
Под техническим средством понимают любое изделие, инструмент, оборудование,
устройство, прибор, приспособление или техническую систему.
Международная
классификация
функционирования,
ограничений
жизнедеятельности здоровья, сокращенно МКФ, предлагает изучение факторов
окружающей среды на разных уровнях: индивидуума и общества. Данный подход
применим и к систематизации технических средств. Можно выделить технические
средства реабилитации инвалида и технические средства обеспечения доступности для
инвалидов объектов социальной инфраструктуры.

Систематизация технических средств с учетом положений МКФ
Технические средства реабилитации инвалидов - устройства, содержащие
технические решения, в том числе и специальные, используемые для компенсации и
устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К данным техническим
средствам относятся инвалидные коляски, трости, слуховые аппараты, и т.п. Эти
технические средства предназначены, как правило, для индивидуального использования.
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры - это пандусы, тактильная плитка, автоматические системы открывания
дверей, и т.п. Данные технические средства предназначены для коллективного
использования. Они не предоставляются конкретному инвалиду, а устанавливаются
стационарно на объекте социальной инфраструктуры, приспосабливая его таким образом
для использования различными категориями инвалидов. Ниже пойдет речь именно о таких
технических средствах.
Как уже говорилось выше, на объекте социальной инфраструктуры выделяют 6
основных структурно-функциональных зон, которые подлежат адаптации для инвалидов и
других маломобильных групп населения, с использованием различных технических
средств.
В данном методическом пособии технические средства обеспечения доступности для
инвалидов объектов социальной инфраструктуры классифицированы по структурно
функциональным зонам объекта. Такой классификационный подход создает удобство для
практического использования. Вместе с тем он является условным, т.к. одно и то же
техническое средство может быть установлено на разных зонах объекта.
18

Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры могут быть классифицированы по функционально-целевому признаку:
1.
Технические средства, используемые на территории, прилегающей к зданию
(участке);
2.
Технические средства, используемые на входе (входах) в здание;
3.
Технические средства, используемые на пути (путях) движения внутри здания
(в т.ч. путях эвакуации);
4.
Технические средства, используемые в зоне целевого назначения здания
(целевого посещения объекта);
5.
Технические
средства,
используемые
в
санитарно-гигиенических
помещениях;
Технические средства, используемые для создания системы информации на объекте
(устройства и средства информации и связи и их систем.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».